Дедушка Федор
«Это было в старинные годы –
Дедушка Федор, - так звали жителя небольшой деревеньки. Жил он скромно, можно сказать даже бедно, хотя жилище его было всегда прибрано, да и сам он ходил опрятным. Сколько лет ему было, никто не знал, да и вообще, откуда и когда он появился в деревне,- никто уж и не помнил. Все знали только одно: когда нужна была помощь – Федор всегда поможет. Жителей деревеньки все бы устраивало в Федоре, да только немного странноватый был этот человек. Случись какой праздник – все веселятся, гуляют, а он сядет на завалинке, откроет какую-то старинную книгу и читает, и кажется, никого не замечает. Никому никогда не рассказывал дед Федор о себе. Часто ходил он из одной деревни в другую, помогая людям: кому-то огород вскопает, кому-то траву выкосит, при этом ненавязчиво рассказывал о том, что есть на небе Бог, Который готов изменить их жизнь. Он рассказывал, что настанет время, когда не будет горя и скорби, время, когда сорняки не будут расти, когда уход за растениями будет приятным занятием. Люди слушали его, некоторые из уважения к его преклонным годам, некоторые из-за того, что он помогал им, были и такие, которые действительно с большим интересом слушали Федора. Но однажды произошло нечто, что изменило жизнь старика. В соседней деревне сгорела хата. Мать, спасая единственного ребенка, умерла от ожогов и мальчик остался сиротой. После похорон всей деревней думали-рядили, куда пристроить ребенка, сам ведь пропадет, еще мал. В деревне-то нищета сплошная, кому же нужен чужой ребенок? Прослышал об этом деле Федор, да и пошел в деревню, забрать мальца. Соседи, правда, не сразу согласились отдать мальчика, но выбор был не велик, поэтому, поговорив с Федором о том, какую ответственность он на себя берет, все же отдали Никитку.
Как появился Никитка в хижине, дед Федор прямо помолодел. Стал он Никитку ремеслу с мальства обучать, какое сам имел. Через несколько лет, мальчик мог сапоги починить, шаровары заштопать. Еще Федор научил Никиту читать и писать. Теперь вечером, после трудового дня, они сидели на завалинке, и Никита читал старую книгу вслух. Но не только ремеслу и наукам учил дед мальчонку, он учил его быть честным во всем. «Когда-нибудь я тебе расскажу историю о том, что может сделать честность». Мальчик с интересом слушал деда, несколько раз просил рассказать обещанную историю, но дед всегда отвечал одно и то же: «не пришло время, однако».
Мало - по малу, жители деревни стали прислушиваться к тому, что читал мальчик. То, как относился Федор к приемышу, еще больше расположило односельчан к старику. То и дело, они заходили в гости к Федору. Кто-то просил починить старые башмаки, кто-то поточить косу, кто-то просто заходил в гости. Теперь хижина Федора совсем ожила. Односельчане все чаще стали бывать у Федора. Каждый вечер, после долгого трудового дня, соседи собирались у старика. Никитка с удовольствием открывал старую книгу и читал вслух. Теперь многое становилось ясно: вот почему Федор был не таким как все. Но прошлое его все еще оставалось тайной и тайну эту Федор берег, спрятав ее очень далеко от чужих ушей. Но однажды Федор сильно заболел. Хворь все больше одолевала его: то ли простыл где, то ли годы все же взяли свое. Видя, что хворь ему не одолеть, он, подозвав к себе Никитку, рассказал ему обещанную историю…..(продолжение в следующем номере)
История, рассказанная Федором
Исповедь
Знаешь, Никита, не всегда я был таким, как сейчас. Раньше я не знал Иисуса, жил злой и развратной жизнью. Родился я в бедной большой семье. Часто не было даже хлеба вдоволь поесть и я, подрастая, решил, что жить я так не смогу и не буду. Я попытался честно зарабатывать деньги, но их всегда было недостаточно. Вот и пошел я грабить людей. Я нашел себе подобных, и мы объединились для того, чтобы таким способом ни в чем не иметь нужды. Сначала мы выслеживали только очень богатых людей, отбирали у них все, но разгульная жизнь требовала больших расходов и мы стали грабить всех, кто попадался на нашем пути.
Однажды, после очередного ограбления, мы решили хорошенько отдохнуть, облюбовав себе место на лесной поляне. Водка лилась рекой, - так мы заглушали остатки совести. Вдруг ко мне привели старика, на которого-то и глянуть было стыдно. Пиджак в нескольких местах был заштопан, обут он был тоже в какие-то лапти, при этом из его груди вырывался сильный кашель. Сначала я ничего не понял: зачем нам этот нищий? Но хмель взяла верх над моим разумом, и я решил позабавиться. С напускной строгостью я спросил, есть ли у него деньги? Старик, казалось, совсем не испугался и совершенно искренне ответил, что в свое время он дал обет нищеты, и, поэтому, никаких денег у него нет. Нам, конечно, было очень смешно, тем более, что мы не понимали этого странного старика. Я приказал подойти ближе и вывернуть карманы, что совершенно не смутило его. Он с таким усердием выворачивал свои карманы, что, просто невозможно было на это смотреть без смеха. Все дружно хохотали над старцем. Повеселившись на славу, мы отпустили старика восвояси, продолжая свою трапезу. Но старик не уходил. Он, прошелся между нами, потом постоял молча и попросил выслушать его. Мне стало интересно, что может сказать мне этот нищий, - и я дал ему слово. Старик прокашлявшись, попросил, чтобы я разрешил рассказать о Великом Боге, Который меняет сердца и мысли, и, Который хочет помочь нам. Я рассердился. «Уведите его отсюда… подальше!» - сердито крикнул я. Старика увели.
…Время близилось к утру. Наевшись и изрядно выпивши, наконец, все угомонились. Вдруг, ночную тишину нарушил какой-то крик. Бояться нам было некого, так как единственно, кто наводил ужас на всю окрестность, - были мы. Но что это могло быть? Наконец, послышались шаги. Мы не ожидали гостей и были очень удивлены, когда часовой привел уже знакомого старика. «Опять он, что ему нужно?», - спросил я. Часовой ответил, что старик хочет говорить с атаманом, со мной значит. Я, уже совсем уставший, не хотел возиться с пришедшим и приказал часовому провести его к дороге. Но, старик вдруг упал на колени, и заплакал. Такого поворота мы не ожидали. Эта картина немного тронуло мое огрубевшее сердце, но, не подав вида, я грубо оттолкнул старика. «Что за концерты ты нам здесь устраиваешь, ты что ж, денег пришел просить? - так мы их уже потратили!»- все дружно засмеялись. Но, нищий не унимался. «Выслушайте меня, пожалуйста, господин!» - умалял старик. Такое обращение хоть и рассмешило меня, но тронуло, и я разрешил высказаться старику. Оказывается, когда старик пришел домой и стал готовиться ко сну, вдруг, из его кармана выпала монета. Он, зажегши свечу, долго в потемках искал ее и принес нам. Он искренне раскаивался в том, что обманул нас, сказав, что денег у него нет. Он говорил нам о том, что никогда никого не обманывал, что честно служил Богу и учил этому окружающих.
«О, простите проступок мой, братья, дайте мир возмущенной душе», плакал он, стоя перед нами на коленях. Слезы раскаяния лились и лились по его морщинистым щекам. Мы, как онемевшие смотрели на него с изумлением. Разве возможно такое, он, честный христианин, называет нас своими братьями?! Он просит прощения у нас, грабителей? Он не осуждает нас, не читает нам нотации, он просит у нас прощения за то, что не по своей воле, по недосмотру, обманул нас. Я, собрав остатки своей грубости, буркнул: «разве эта монета стоит того, чтобы так убиваться?» - на что старик мне сказал: « Тут дело не в количестве денег, истину Божью нарушает не цена, а ложь!» Таким заявлением мы были совершенно выбиты из колеи. Дух Божий работал над нашими сердцами, и честность этого человека сделала свое завершающее дело. Я, казалось, совершенно отрезвел и попросил рассказать о Боге, которому служит этот человек! Каждое слово, выходящего из его уст, пронизывало все мое естество! Мне захотелось забыть все прошлое, скверное. Я больше не хотел грабить людей, нет, я просто не смогу больше жить прежней жизнью! Мне вдруг вспомнились слова матери, наставляющей меня жить честно! О, как же я низко пал! Я отпустил свою банду, и с этого дня жители окружающих деревень могли спокойно ездить в гости друг к другу из одной деревни в другую, потому что на дорогах больше не было грабителей. Я нашел церковь и стал совершенно другим человеком. Многие из нашей банды, так же стали порядочными и честными людьми.
«Вот, какая история вышла, однако», закончил Федор.
«Знаешь, сынок, будь всегда честным, честность – это огромная сила».
После этого разговора Никита еще больше полюбил деда Федора, ведь он раскрыл ему самые потаенные уголочки своего сердца. Он прилежно ухаживал за Федором. В тот вечер два человека: один седой, проживший долгие годы на земле, много повидавший, и Никита, только начинающий жить, склонились в молитве. Они благодарили Иисуса за то, что, благодаря Ему они имеют надежду на прощение и спасение. В этот вечер они стали настоящими друзьями. Ведь теперь между ними не было никаких секретов.
Вскоре дед Федор поправился. Рассказывают, что не только в том селе, где жил Федор с Никиткой, но и в окрестных селах многие стали христианами. Главным девизом Никиты были слова из Священного Писания: «верен в малом и во многом верен!»