Seventh-Day Adventist Church

Отдел Детского Служения Евро-Азиатский Дивизион

Menu

Великое приобретение – быть довольным! П. Гончар

30/10/2013

Великое приобретение – быть довольным!

 Верить для апостола означало быть довольным, когда нет повода для довольства как такового, быть по-настоящему сильным перед лицом трудностей жизни.

Павел Гончар, пастор, г. Москва.

 

Представьте себе, что вы включаете телевизор, чтобы узнать из новостей о курсе дол­лара, ценах на продук­ты, о том, что планирует правительство. В наше нестабильное время нам хочется быть в курсе дел, чтобы решить, как лучше потратить свою зарплату или пенсию, покупать доллары или продать их, или, может, приобрести оптом про­дукты... И вдруг диктор вместо привычных но­востей сообщает: «Вели­кое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 6-8).

 

Великое приобретение или, другими словами, самая удачная покупка - это «быть благочестивым и довольным».

 

Мы так с вами устроены, что ощущаем себя счастливыми тогда, когда исполняются наши же­лания и мы что-то приобретаем: вещи, друга, сча­стливый брак, знания, положение в обществе, возможность проявить себя и т. д. Когда же наши желания не исполняются и планы рушатся, то мы чувствуем себя несчастными.

 

Я хорошо помню шок от первых дней кризиса, который грянул в августе прошлого года. Обыч­но, чтобы быстрее шло время в пути, в московс­ком метро все что-то читают. В те дни никто не читал, но все были погружены в собственные мысли. Рекламные плакаты, которыми были об­клеены стены вагонов, еще приглашали что-то купить, куда-то поехать на отдых, но кроме уста­лого раздражения эти глянцевые картинки уже ничего не вызывали. Казалось, случилось что-то непоправимое, вся страна в один день почувствовала себя глубоко несчастной. И тогда в вагоне метро я подумал: «А так ли уж сильно наше сча­стье зависит от курса доллара, цен в магазинах, от того, сбываются наши планы или нет?»

 

Итак, Библия говорит, что великое приобрете­ние — быть благочестивым и довольным. Быть довольным не потому, что все хорошо и идет, как; по маслу, но быть довольным независимо от того, как продвигаются дела или что мы можем позво­лить себе.

 

Вот небольшой фрагмент из письма апостола Павла, которое он написал из тюрьмы членам цер­кви в Филиппах: «Я весьма возрадовался в Госпо­де, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что; нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею; жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке» (Флп. 4: 11).

 

Обратите внимание: духовное самочувствие апостола мало зависело от того, что у него было или чего у него не было, от того, находился ли он в тюрьме или на свободе. Секрет неиссякаемого оптимизма был прост: его счастье или довольство основывалось на вере во Христа — «все могу в ук­репляющем меня Господе». Мы, в свою очередь, тоже считаем себя верующими, но, как мне кажет­ся, наша вера почти не распространяется на повсед­невную жизнь. Иной раз наша вера проявляется только в церкви в субботу, когда мы поем «Божий мир наполняет сердца». В повседневности — со­всем другое, здесь правит «госпожа удача», от ко­торой во многом и зависит расположение нашего духа.

 

Настоящая вера во Христа — это гораздо боль­ше, чем богословие, больше, чем просто представ­ление о том, что где-то на небесах есть Бог. Истинная вера требует принятия в повседневную жизнь парадоксов: «Я гораздо охотнее буду хва­литься своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую (дово­лен — авт.) в немощах, в обидах, в нуждах, в го­нениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12: 10).

 

Из этого текста следует, что верить для апосто­ла означало быть довольным, когда нет повода для довольства как такового, быть по-настоящему сильным перед лицом трудностей жизни тогда, когда чувствуешь себя слабым и не видишь путей противостояния этим трудностям.

 

В своем Послании к Римлянам, которое посвя­щено вопросу о праведности по вере, апостол как эпиграф или отправной стих для своих рассужде­ний использует текст из Книги пророка Авваку­ма, 2: 4: «Праведный верою жив будет». К сожалению, современное богословие превратило это утверждение в некую абстрактную идею, в юридический вопрос, касающийся скорее будуще­го Божьего суда, чем сегодняшней реальности. Но чтобы узнать, что же означает (не в абстрактном богословском или юридическом, а в практическом смысле) утверждение «праведный верою жив бу­дет», давайте обратимся к жизни пророка Авваку­ма.

 

Он жил в то время, когда израильский народ переживал страшную катастрофу: страна была оккупирована язычниками-халдеями, святые ме­ста поруганы, многие убиты, обращены в рабство или изгнаны со своей земли. В Авв. 1: 2-3 мы на­ходим жалобу пророка: «Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Гра­бительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор».

 

В Божьем ответе на эту жалобу как раз и нахо­дятся слова о «праведном верой»: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жа­лобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запи­щи видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать... Вот, душа над­менная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен» (Авв. 2: 1-5).

 

Обратите внимание, Бог говорит о праведнос­ти верой не как о некой богословской идее, а как о реакции на постигшее бедствие. Здесь идет речь о двух типах поведения: с одной стороны, это над­менные, самоуверенные халдеи, которые полага­ются на себя, и в этом им нет покоя и удовлетворения, как сказано — «ненасытен, как смерть»; и праведные, те которые живут не при­обретениями, а верой в то, что, несмотря ни на что, Бог остается верен своему народу и Он по-прежне­му восседает в храме, откуда совершает правосу­дие (Авв. 2: 20).

 

Очевиден вывод: праведные верой — это те, кто в любых обстоятельствах полагаются на Бога. Те, кто верой принимают в жизнь парадокс: быть довольным независимо от обстоятельств. «Я ус­лышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда при­дет на народ мой грабитель его. Хотя бы не рас­цвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3: 16-18).

 

В чем же секрет такого довольства? Как вера по­могает нам принимать в жизнь парадокс апостола Павла и пророка Аввакума — быть довольным, когда все плохо?

 

Во-первых, мы должны понимать, что людям естественно желать быть любимыми, здоровыми, иметь красивые и удобные вещи, вкусно кушать, заниматься любимыми делами и т. д. Бог сотво­рил нас с желаниями. И желать (если это в согла­сии с Божьими заповедями!) — естественно и нормально.

 

Но здесь есть нюанс. Когда праведный (или полагающийся на Бога) смотрит глазами веры на действительность, он понимает, что самые добрые желания здесь, на земле, никогда не могут быть удовлетворены сполна. Грех привел в несоответ­ствие наши желания и возможности. Человек не создан Богом для жизни в мире греха, и соприкосно­вение с несовершенством мира всегда приносит стра­дание.

 

В Книге Екклесиаста Соломон оставил нам главные выводы, к которым он пришел в итоге своей жизни. Во второй главе он говорит о себе как о человеке, у которого были все возможности для удовлетворения всех своих желаний: «И сделался я великим и бога­тым больше всех, бывших прежде меня в Иерусали­ме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2: 9-11).

 

Как следует из опыта жизни Соломона, даже при самых благоприятных возможностях мы не можем быть абсолютно счастливыми. Реальность мира — зло, болезни, страдания. Секрет счастья на земле об­рести невозможно. Богатые тоже плачут.

 

Только вера открывает глаза на реальное положе­ние вещей в этом мире: ни эмиграция в Америку, ни новое правительство, ни доходная работа, ни мудрость или самые фантастические возможности для удовлет­ворения желаний не могут принести абсолютного покоя и сделать довольными. И это потому, что че­ловек по природе своей грешен и ненасытен, как смерть; потому, что мы живем на земле, где повсюду царят зло и несправедливость. До тех пор, пока мы не примем реальность такой, какова она есть, — будем страдать и чувствовать себя несчастными из-за неис­полнимости наших желаний.

 

Во-вторых, вера позволяет видеть дальше горизон­тов этой жизни, неисполненных человеческих жела­ний, дальше зла. В христианских церквах различных конфессий сегодня нередко проповедуется мысль о том, что Бог похож на богатого «дядюшку», который по нашей просьбе может удовлетворить все желания; мол, надо только помолиться с верой — и исцеление, восстановление семьи, деньги и все прочее будет дано по нашему желанию.

 

Но это не так. Библия не связывает счастье с при­обретениями на земле. Верующий в Писание — это странник на пути в небесный дом. Реальность такова, что на земле последователей Христа могут ожидать скорее неприятности: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 24-25). Вместо приобретений Христос может потребовать от нас расстаться и с тем, что имеем: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33).

 

Конечно, Бог отвечает на наши молитвы и воспол­няет наши нужды, но все же праведник — это тот, кто живет верой, это странник, идущий в обетованную страну. И его надежды на счастье связаны не с насто­ящим, временным, а с будущим, вечным.

 

Мы, верующие, страдаем точно так же, как и все люди вокруг, может, даже больше; наши мечты и желания тоже не могут быть удовлетворены спол­на на земле. Бог нам не дает гарантий земного счастья — оно связано с будущим.

 

И, наконец, третье. Жизнь человека, стремяще­гося к праведности, проходит как бы на двух уров­нях: на поверхностном (или физическом), где мы ощущаем боль, страдания, желания и бремя забот, и на глубинном (духовном) уровне, в осознании Божьей любви. Как бы ни было больно, трудно­сти и испытания не озлобляют верующего, пото­му что настоящая жизнь его проходит не на поверхности, а глубоко внутри.

 

В Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко ут­вердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли по­стигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превос­ходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божией» (Еф. 3: 16-19).

 

Помню в детстве на ночь мама читала истории из христианской книжки, напечатанной на пишу­щей машинке. Там был рассказ о бушующем море, о том, как могучие волны бросают, как щепку, большой корабль и рвутся железные якорные цепи, паруса. Но при этом рыбы, живущие на глубине, находятся в безопасности, ибо внизу море мирно и спокойно. Когда наверху шторм, то там, в глубине, не колышутся даже водоросли.

 

Мы, верующие и полагающиеся на милость Бо-жию, страдаем как все, и у нас есть много поводов для ропота и недовольства, как и у всех. Но мы остаемся благодарными и довольными, потому что такова внутренняя (глубинная) наша приро­да, потому что в сердце — Христос и Его мир.

 

Во время отпуска я посетил на Западной Укра­ине с экскурсией один католический костел, кото­рому около 500 лет. В пятидесятые годы храм был превращен в музей атеизма, а в подземном ярусе властями города было устроено хранилище для засоленной рыбы. Чтобы соль не разрушила фун­дамент, стены были покрыты штукатуркой. Но хотя храм и превратили в склад, по своей природе, изнутри, он по-прежнему остался храмом. И се­годня там, где штукатурка обваливается, просту­пают фрески с изображением Спасителя и апостолов...

 

Нас ожидают разные новости: и хорошие, и плохие. Болезни, измена друзей, «лопнувший» банк или инфляция, другие неприятности, как серая штукатурка, могут покрыть нас. Но если мы верою полагаемся на Бога, то что может лишить нас главного богатства, которое хранится в глуби­не сердца, — любви Христовой? Благодаря ей мы всегда остаемся благодарными и довольными. Потому что написано: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ниче­го не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

Вернуться к Статьи